– Все причины назвать трудно, они разные и не обязательно объективные. Привычка, отсутствие управленческих навыков, вера в то, что от добра добра не ищут… Нужно учесть, русский человек вообще-то сети не любит: это обязательства и ограничения. Одно слово – сети! К тому же нельзя было указать наглядный пример успеха у соседей, его ведь еще не появилось!
Многому пришлось учиться, причем за рубежом. А еще - проводить огромную работу по адаптации опыта: все, взятое там, не перекладывалось запросто на нашу реальность. Могу твердо сказать: нет ни одного внешнего решения, которое бы в неизменном виде прижилось здесь! Все приходилось подгонять, переиначивать, русифицировать. И еще внедрять.
Сложное внедрение нетипично для Запада, но очень типично для нас. В частности, именно так тяжело приживалась система сбалансированных показателей - KPI. Но теперь к ней привыкли, и она работает.
Если говорить о фирменных «фишках» Bosch, мне очень понравилась система подготовки диагностов. Готов утверждать: диагносты в сети БАС – одни из лучших, если не лучшие на рынке. В концерне всегда была сильна инженерная составляющая.
Но вернусь к людям. Сеть БАС постепенно из инженерного клуба, где клиенты-СТО покупали и обсуждали оборудование и проходили обучение, превратилась в клуб менеджеров. Это принципиальный момент! Сервис, и тем боле сетевой – это не просто обученные мастера, которые носят фирменные халатики. Это гораздо больше! Особенная деловая культура, готовность впитывать новое, применять на практике, чтобы расти, подниматься над средним по рынку уровнем.
Когда сформировался своеобразный клуб руководителей, для нас это было ценно, но для сети эффект оказался… неочевиден. Его стали замерять не управленческими достижениями, командной работой или перспективой, а всего лишь проданными запчастями. И тут не всегда срабатывала зависимость «хорошо работаешь – много продаж запчастей бренда». Но – не буду глубже комментировать решения концерна. Скажу лишь, что изменения в курсе таких «океанских лайнеров» глобального бизнеса, как Bosch, объяснимы и даже закономерны. Происходит смена поколений в руководстве, а с ней и смена приоритетов. Так, прежнее поколение полагало, что для сети БАС крайне важна имиджевая составляющая, которая поднимает престиж всего бренда через его автомобильное подразделение. Но новые, молодые в европейском понимании сорокалетние менеджеры оказались склонны к более прагматичным, коммерческим способам учета полезности.
Подчёркиваю: если для России сорокалетний менеджер – уже старшее поколение, для Европы – нет. Там считается, что управленец «созревает» позже, когда он обретает опыт и способность почти мгновенно принимать решения, у него все «на кончиках пальцев», – как говорят немцы.
Что ж, сейчас я вижу решения прагматичные, это не «кончики пальцев», а просто калькуляция… В ней иной, чем у старшего поколения, баланс сиюминутного экономического успеха – и репутации, силы бренда, социальной ответственности бизнеса. Хотя именно эти понятия лежат в базисе немецкой модели управленческого менталитета.